Газета Мой Город

Волонтёры из Усть-Каменогорска взяли шефство над хосписом

2 августа 2025, 9:15
0
Волонтёры из Усть-Каменогорска взяли шефство над хосписом
Татьяна Беркман

Они первыми откликаются, когда кому-то больно, страшно или одиноко. Приносят еду, одежду, лекарства — а с ними тепло, заботу и надежду. Помогают с оформлением документов, ремонтируют и убирают квартиры пенсионеров и инвалидов. Волонтеры Усть-Каменогорска не ждут благодарности — просто делают то, что велит сердце. Их маленькие поступки каждый день становятся для кого-то большим спасением.

Из безысходности — к жизни

Илья (имена здесь и далее изменены) остался сиротой еще в младенчестве. Вырос в детском доме, где парня воспитали деятельным и трудолюбивым. К тому же мальчик очень рано осознал, что не стоит ждать подарков от жизни и свою судьбу нужно вершить самостоятельно и обдуманно. Поэтому по окончании средней школы Илья поступил в колледж, чтобы получить профессию, которая обеспечит ему стабильный заработок и карьерный рост. Учился юноша хорошо и вскоре получил приглашение на работу в ближнем зарубежье. Там же он планировал продолжить учебу. 

Получив профессиональное образование, Илья выписался из студенческого общежития и отправился в Российскую Федерацию. Но тоска по родному городу и оставшимся здесь друзьям подтолкнула приехать в гости. 

Все бы ничего, но, выйдя из автобуса, парень попал в большую беду. Прямо на территории автовокзала у него украли сумку, в которой были все его нехитрые пожитки, в том числе деньги и документы.

Прийти к друзьям в качестве бомжа казалось немыслимым. Восстановить документы, не имея пропис­ки в городе, невозможно. Илья прибился к гаражам в районе Заречного рынка и три месяца существовал в качестве местного Карлсона — ночевал на крыше гаражного кооператива и жил случайными подработками.

Совсем плохо стало, когда юноша простудился. Обычное недомогание вскоре переросло в полновесную пневмонию с мучительным кашлем и высокой температурой. Истощенному организму было очень трудно бороться с болезнью. Кто-то из неравнодушных прохожих посоветовал Илье обратиться к волонтерам и дал контакты благотворительной организации «Творим добро вместе». 

Руководитель организации Татьяна Беркман в тот день была на выезде — волонтеры доставляли продукты нуждающимся семьям. Услышав в телефонной трубке слабый голос юноши, она велела ему ждать у офиса организации. 

— Когда мы встретились воочию, на парня без слез смотреть было нельзя, — вспоминает Татьяна Ирачевна. — При росте 186 сантиметров он весил 52 килограмма. Мы его накормили и вылечили. 

В течение двух недель добровольные помощники восстанавливали документы Ильи, в том числе и прописку, одели, собрали денег. Все это время он жил  дома у Татьяны и отправился обратно здоровым и спокойным человеком.

Нина в свои сорок лет однажды просто не встала с постели. Ноги перестали слушаться. В одночасье было потеряно все: работа, полноценная жизнь, планы, которые женщина строила для себя и своего сына-школьника. Она не смогла вовремя получить медицинскую помощь, поскольку страховые взносы платить стало не с чего. Она также не оформила никакой социальной помощи, ведь для этого необходимо было собрать документы и отнести их в отдел соцзащиты. А женщина не могла встать, чтобы убрать в доме или приготовить обед. Все эти обязанности легли на плечи подростка. Мать лежала или сидела в кресле, все глубже погружаясь в апатию. Ночами Нина подолгу заглядывалась на балконную дверь: ей хотелось добраться до нее и рвануть через перила. И навсегда прекратить это бессмысленное существование. Но останавливал звук размеренного дыхания из комнаты сына.

Нина обратилась к волонтерам, когда пришел край. Квартира заросла грязью, долги за коммуналку превысили сумму в 700 тысяч тенге, а сын-выпускник практически выбился из сил, в одиночку ухаживая за больной мамой. 

Благотворители собрали средства и погасили долг, помогли с ремонтом и оформлением инвалидности. Восемнадцатилетнему парню, ставшему опорой семьи, выбили пособие по уходу за инвалидом первой группы. Отмывали и ремонтировали квартиру все вместе — девушки-волонтеры учили сына хозяйки нужным бытовым мелочам. 

Дархан приехал в город из села вместе с дочкой, которую воспитывал один. Купил дом, намереваясь наладить быт, но тут нагрянула беда — мужчина вследствие болезни стал катастрофически быстро слепнуть и потерял работу. Не зная, куда пойти со своим несчастьем, обратился в Центр поддержки семьи и детства, а там ему посоветовали связаться с волонтерами организации «Творим добро вместе».

Когда ребята приехали к Дархану, то были поражены — в новом доме было пусто. Стояла единственная кровать, на которой спала девочка. Ее оставили прежние хозяева. Сам больной мужчина ютился на полу, на какой-то подстилке. На кухне практически отсутствовали продукты. 

Дом обставляли всем миром: привезли мебель, посуду, одежду и белье. Наполнили полки припасами. А также помогли мужчине оформить документы на пособие.

Таких историй у волонтеров — десятки. За каждой из них — боль, отчаяние и тихая просьба о помощи. И каждый раз отклик — не случайность, а результат слаженной, ежедневной работы команды, которая умеет слышать и поддерживать.

Пути добра

Работа волонтеров организации «Творим добро вместе» — это не разовые акции и не показательные выступления. Это еже­дневная помощь людям, которые оказались в беде. В команде сегодня около 170 человек, из них около сорока — активные участники. Именно они берутся за самые трудные случаи.

— Мы — не случайные прохожие в этих историях, — считает Татьяна Беркман. — Нас ведет нечто большее. Иногда кажется, что всё плохо, что опускаются руки. А потом вспоминаешь: на кону — человечес­кая жизнь. И силы откуда-то берутся.

Волонтеры как минимум раз в месяц навещают пациентов хосписа. Они не просто привозят подарки, но и общаются — для многих лежачих это единственный контакт с внешним миром. В теплое время года привозят соки, фрукты, сладости. Зимой — горячие пирожки, домашние компоты, еду в контейнерах. Все — своими руками, все — от чистого сердца.

— Нам часто говорят: «Кроме вас, к нам никто не приходит», — рассказывает Татьяна Ирачевна. — И если мы можем подарить хоть немного радости, значит, все не зря.

Пожилых людей в домах престарелых добровольцы навещают по праздникам — на Наурыз, Новый год, День Победы. Но и эти визиты не проходят формально. Ребята приносят сладости, дарят открытки, устраивают концерты — поют, танцуют, подключают к выступлениям своих детей.

— Дети наших участников с раннего возраста проявляют себя в таких выездах, — отмечает руководитель. — Это хорошо воспитывает. Мы сотрудничаем со школами, берем с собой малолетних артистов. Учителя признаются — отправляют с нами самых трудных подростков. А они возвращаются другими. Один мальчишка после поездки сказал: «Приеду домой — бабушку обниму».

С особым тщанием команда готовится к началу учебного года. Перед 1 сентября волонтеры формируют школьные рюкзаки и канцелярские наборы для детей из семей, не получающих адресную социальную помощь. В этом году такими подарками обеспечили 58 ребят.

— Мы охватываем именно тех, кто не попадает в официальные списки, — поясняет Татьяна Ирачевна. — Родители таких детей час­то не могут собрать нужные документы, но нуждаются в помощи не меньше других. У нас есть своя база — кому-то мы помогаем единовременно, а кого-то курируем на постоянной основе.

Спонсоров у команды мало. Часто помогает крестьянское хозяйство «Багратион», предоставляя молочную продукцию. Одежду для нуждающихся иногда привозят городские предприниматели — владельцы бутиков и магазинов. Город выделил организации офис, а компания «Казцинк» обставила его и подарила технику. Остальное — за счет самих участников движения. Кто-то покупает продукты, кто-то берет на себя канцтовары или бытовые вещи. При крайней необходимости объявляют сбор, но, по словам Татьяны, собирать деньги сейчас становится все труднее.

— Мы все работаем, — поясняет она. — Я, например, с пяти утра на основной работе. Сегодня разгрузила фуру, потом оставила на хозяйстве мужа, а сама повезла человека на обследование, вернулась и снова в путь. Вечером, ночью — неважно. Если экстренный случай — выезжаем сразу.

Волонтеры взаимодействуют и с местными поликлиниками — Защитинской, СВА на улице Грузинской. Медики часто обращаются за помощью, когда пациенту еще не назначен соцработник, а помощь уже нужна. Ребята присматривают за такими людьми, фактически исполняя функции сиделки.

Так проходят их дни — в бесконечных звонках, поездках, сборах и заботе о чужих людях, ставших почти родными. Каждое доброе дело — результат упорства, терпения и внутреннего огня. Но, несмотря на усталость и постоянную нехватку ресурсов, волонтеры не теряют самого главного — мечты.

О чём мечтают волонтёры?

Самое актуальное желание — увеличение числа неравнодушных к человеческим бедам помощников. Организация не получает финансовой помощи, а продукты и необходимые товары с каждым годом дорожают. Все средства от объявленных организацией «Творим добро вместе» сборов расходуются только адресно — они до последнего тенге уходят тем, кому нужна эта помощь.

— Вообще, мы не просим денег, — говорит Татьяна Беркман. — Но нам жизненно необходимы продукты питания, бытовая химия, одежда, — все, что в  первую очередь нужно людям. Вот от такой помощи мы никогда не отказываемся.

Волонтеры безропотно несут нагрузку по оплате коммунальных расходов офиса и содержанию складов. Для этого в организации существуют членские взносы, которые за последние годы выросли с 1000 до 3000 тенге. 

— Хотелось бы, чтобы люди к нам приходили по зову сердца, — рассуждает Татьяна. — Если ты случайный человек, если тебе нужна галочка в документе, то это не к нам. У нас работают не за деньги, а за совесть.

Ребята хотят, чтобы им помогли открыть приют для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, куда они могли бы привозить тех, кто нуждается во временном крове. В областном центре немало таких заведений, но, со слов Татьяны Беркман, чтобы попасть в каждое из них, существуют определенные условия, которые в экстренных обстоятельствах не всегда получается выполнить. Хотелось бы, чтобы при таком приюте действовало какое-нибудь социально необходимое производство, работа на котором помогла бы людям обеспечить себя на первое время, пока им не подыщут постоянное трудоустройство.

Одно из стремлений благотворителей не так давно обрело форму. Татьяна Ирачевна мечтает создать благотворительное учреждение, аналогов которому пока нет в Казахстане.

— Мы хотели бы открыть деДский сад, — улыбается женщина. — Именно деДский. Это заведение, в которое работающие люди будут приводить своих стариков на день. Пожилые люди смогли бы в нем общаться между собой, им не было бы скучно и грустно. Они были бы под присмотром и в безопасности.

Для создания такого центра необходимо просторное здание и развитая инфраструктура. В идеале — организация досуга, создание кружков и проведение занятий по интересам, здоровая и обильная кухня, зоны отдыха и благо­устроенная территория для прогулок и поддержания хорошей физической формы. А для жителей города — это были бы дополнительные рабочие места.

— Конечно, пока это прос­то мечта, — делится Татьяна. — Силами организации, существующей на общественных началах, такой проект не поднять. Ведь у нас даже бюджета нет. Но если бы эту идею поддержал город, то мы создали бы нечто не просто новое, но очень нужное людям.

У волонтеров нет зарплаты, отпусков и четких графиков. Но есть главное — горячее сердце и готовность не проходить мимо. Они мечтают не для себя — их желания всегда связаны с другими: с теми, кому трудно, кто остался без крыши, без родных, без надежды. И если хотя бы часть этих мечтаний сбудется, наш мир действительно станет немного добрее.

Татьяна Беркман

Мира Круль
Фото из личного архива героя публикации